Тема 1. Музыка и искусство слова.
урок 2
Тема урока. Средства музыкальной выразительности. Ритм. Темп. Работа над песней «Ода песни» А. Антоняка. Слушание музыки. Л. Ревуцкий «Песня»
Цель урока: закреплять с детьми средства музыкальной выразительности на практике, используя вокальные и ритмические упражнения; развивать у детей ладовое чувство и чувство ритма; воспитывать интерес к музыке украинских композиторов.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: таблицы, магнитофон, фонозаписи, портрет Л. Ревуцкого.
ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие (то, которое изучили на первом уроке).
2. Напоминание правил пения.
3. Объявление темы урока.
II. Распевки и активизация опорных знаний учащихся.
1. Пение попевки «Темп», которую изучали в 4 классе.
— С данной попевки, дети, мы вспомнили, что музыка может звучать с разной скоростью. А скорость исполнения музыкального произведения называется темпом. Какие бывают темпы?
— Медленные, умеренные, быстрые.
— А какие средства музыкальной выразительности вы еще знаете, есть те средства, которые придают музыке определенного эмоциональной окраски и определяют ее характер?
— Тембр, динамика, ритм.
— А что такое ритм?
Ритм — это последовательность звуков разной или одинаковой продолжительности.
— А сейчас поиграем игру, которая называется «Узнай ритм».
Цель игры: научить детей воспроизводить ритмический рисунок и развивать чувство ритма.
Ход игры: На доске написано несколько ритмических рисунков. Кто-то из учеников идет к доске, выбирает себе определенный ритмический рисунок и проплескуе его, а дети должны узнать, под каким номером ученик выбрал этот рисунок.
III. Работу над песней можно начать так:
— Дети, а кто может проплескаты ритмический рисунок песни, которую мы изучали на прошлом уроке?
— Видите ли, немного трудно вам проплескаты ритм этой песни. А почему?
(Потому что здесь встречается нота с точкой, то есть пунктирный ритм).
— Давайте споем первый куплет песни, одновременно воспроизводя ее ритмический рисунок.
Далее разучиваю песню по фразам, работая над чистотой интонирования, слежу за правильностью дыхания, произношением слов. Желающих Опрашиваю на оценку.
IV. Слушание музыки можно начать беседой о том, что они уже узнали о песне, какое значение она имеет в жизни человека. И продолжить беседу тем, что песня возникла в результате слияния двух видов искусства — слова и музыки. Мы уже выяснили, что есть вокальные произведения без литературного текста ( «Вокализ» Рахманинова). А еще есть музыкальные произведения для отдельных инструментов, которые также называются песнями. Они предназначены не для пения, а для инструментального исполнения.
Украинский композитор Лев Ревуцкий написал такое произведение, которое называется «Песня».
— Послушайте внимательно это произведение и ответьте на вопрос:
— Имеет ли эта музыка интонационный развитие?
— Какого характера?
— Чем отличаются эти два произведения (с «Вокализ»)?
— Что их объединяет?
— Какие чувства вызывает это произведение?
Повторное слушание.
V. Итог урока.
Отзывов пока нет.