Театр кукол — это театральное зрелище, в котором действуют куклы (могут варьироваться по размерам и формам, например, быть объемными или плоскими), движущихся с помощью актеров. В основном актеры, которые управляют куклами, скрытые или замаскированные от зрителя, однако в последнее время получил распространение театр кукол «вживую» — когда зрители способны увидеть, как происходит процесс управления куклами.
Основной идеей театра кукол, в независимости от его вида и формы, является способность с помощью кукол создать представление, что может быть развлечением (почти всегда), событием с дидактическим, информационным или Ишим акцентом (функциональная сторона театра кукол, театра и вообще искусства) . С помощью кукол актеры театра кукол (называются кукольники) способны создать якрави образы, передать характерные черты человеческого характера и / или формы поведения, актеры вкладывают в «уста» кукол (а иногда и без слов, а только игрой) поучительный смысл, важную информацию или даже социальные манифесты.
Кроме игры кукол в кукольном спектакле, как правило, существует голосовое сопровождение — это чаще всего «озвучивания» кукол (ихни роли, которые, опять же, чаще всего читают кукольники, иногда другие лица или один человек), также в кукольном спектакле может быть рассказ (роль рассказчика), что может быть как на виду зрителей, так и вне их глазами. Очень часто, особенно в национальных театрах кукол, спектакли проходят под аккомпанемент музыкальных инструментов, с использованием других видов традиционного искусства и тому подобное.
Театры кукол различают по конструкциям кукол и средствами их управления на следующие виды:
театры верхних кукол — перчаточные, тростью, демонстрации спектаклей с куклами чаще всего происходит на ширмой, закрывающей актеров. Во всех указанных случаях актер, движет куклой внизу нее, а кукла — соответственно наверху;
театры нижних кукол или марионеточные театры — использование марионеток, то есть куклы двигаются с помощью ниток или проволоки, а актеры, которыми управляют, в большинстве случаев в них;
театры, где куклы не вверху, и не внизу актеров, которыми управляют — к этой группе относятся огромное число разновидностей кукольного театра, в частности, знаменитый театр теней (со всеми его национальными подвидами, как скажем, яванский ваянг, турецкий караґьоз или его греческий адаптация карагиозис), а также театральные зрелища вертепного плана (украинский вертеп, белорусская батлейка т.д.), а также различные виды синтетического театра кукол (можно выделить в отдельный вид) — от марионеток, управляемых не вверх, а на уровне актеров (с национал ими подвидами, как японский бунраку) до переодетых в куклы актеров (довольно популярный ныне вид костюмированных представлений можно рассматривать и как вид кукольного театра).
Многообразие форм и характера спектаклей театров кукол обусловлено чаще всего национальными традициями (так, в некоторых странах театр кукол был первым и долгое время даже единственным) видом театрального искусства), а также спецификой постановочно-драматургических задач, стоящих перед актерами, условиями, в которых происходят представления и взаимосвязью с другими видами искусства (графика, народная игрушка, скульптура, театр масок и т.д.) [1].
Ярко проявляются методы создания театра кукол в зависимости от его функциональности — иногда с помощью театра кукол Произносилась едкая сатира против существующих порядков и власть имущих (повсеместно в Европе в Средневековье, когда кукла позволяла себе сказать то, чего не могла произнести человек), а в целом ряде стран Востока благодаря исключительной мастерства средством только традиционного театра теней достигалась постановка масштабных героико-эпических сказаний, любовных историй с большим количеством актеров и событий, или реинисценций на тему ациональнои истории. А например, украинский вертеп — это своеобразный рождественская рассказ о Христе и библейские события.
Главной же непременной чертой любой кукольного спектакля является умение развлечь зрителей, а время не только побудить посмеяться, но и подумать.
Отзывов пока нет.