УРОК
Элементы практической риторики
Введение.
Цель Дать ученикам понятие о риторике, ее виды, историю развития;
развивать навыки речи; воспитывать желание овладеть ораторское
искусство. Оборудование Книга Иржи Томана «Искусство говорить»,
раздаточный дидактический материал, толковый словарь.
Тип урока. Изучение нового материала
ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы, цели урока, мотивация учебной деятельности
Каждый человек хочет правильно и красиво говорить, легко устанавливать
связи со своими близкими, с другими людьми вокруг себя, находить
друзей, получать удовольствие от жизни. Этому способствует изучение
практической риторики.
Запишем эпиграф урока и план, по которому работать.
Истинное красноречие — это умение сказать
все, что нужно, и не больше, чем надо.
Ф. Ларошфуко
ПЛАН
1. Понятие о риторике
2. Формы красноречия
3. Немного из истории развития риторики
4. Главное в ораторском искусстве:
а) … владение словом;
б) … собственный стиль;
в) … умение увлечь слушателя.
5. Риторика — наука или искусство?
(Подпункт 4 пункта плана ученики запишут после обработки письма известного
английского писателя Ф.Честерфилда к сыну.
Ответ на 5 пункт плана учащиеся дадут в итоговой беседе).
III. Изучение нового материала
Лекция с элементами беседы.
1. Что такое «риторика»?
Риторика в переводе с греческого — искусство произнесения речей; это
теория ораторского искусства, наука об умении говорить красиво.
Красноречие (по словарю) — ораторский талант, способность, умение
говорить красиво, убедительно
Ораторское искусство — это искусство построения публичного произнесения
речи с целью осуществления желаемого воздействия на аудиторию.
Суть риторики — отношения аудитории и оратора.
Оратор — это тот, кто произносит речи, обладает даром выступать перед
аудиторией.
2.Бильшисть современных исследователей выделяют следующие формы красноречия:
социально-политическое (на собраниях, митингах, на радио, телевидении и т.д.);
парламентское (на сессиях Верховного Совета)
академическое (доклад, реферат, обзор, дискуссия, лекция, беседа и т.д.);
социально-бытовое (юбилейные, похвальны, надгробные речи, тосты,
анекдоты
тому подобное); судебное (обвинительные, защитные, самозащитные речи)
агитационно-пропагандистское (лекции); дипломатическое;
военная (речь-приказ, установка, призыв) рекламное;
церковно-богословское.
3. Немного из истории развития риторики (вставки 1,2,3,4,5). Ученики читают или
рассказывают найденный материал о Сократа, Платона, Демосфена,
Цицерона).
4. Главное в ораторском искусстве.
(Внимательно прослушать письмо Ф.Честерфилда к сыну, назвать главные требования к
оратора и записать их).
а) владение словом, фразой;
б) стиль оратора;
в) умение увлечь слушателя.
5. Зачитывания правил риторики.
6. Чтение учениками образцов красноречия Феофана Прокоповича «О похвалу
красноречия и прежде всего о его преимуществах «;
Пантелеймона Кулиша «Слово над гробом Шевченко».
Отзывов пока нет.