Проведение беседы о значении переписки в жизни многих выдающихся людей
Учитель акцентирует внимание пятиклассников на том, что письмо — это творчество каждого человека, однако существуют основные правила ведения переписки: вежливый тон общения, внимание к адресату (до того, кому адресовано письмо, телеграмму, бандероль и т.п.), умение писать о себе коротко о других — больше и подробнее, умение писать об интересных фактах и событиях, обязательно отвечать на полученные письма.
Обращается внимание на то, что в письмах, как вообще в речи, проявляется характер человека, его разум, знания, уровень культуры и воспитанности.
Актуализация опорных знаний учащихся
Учитель предлагает пятиклассникам вспомнить основные правила общения и требования к речи (работа с памятниками).
Требования к речи
содержательность;
логическая последовательность;
богатство;
точность;
выразительность;
уместность;
правильность.
Основные правила общения
Быть вежливыми, приветливыми и доброжелательными;
внимательно, не перебивая, слушать собеседника;
поощрять его высказать свое мнение;
заинтересованно и доброжелательно выслушивать;
уметь выразить несогласие с позицией собеседника так, чтобы не обидеть его,
не разговаривать без надобности громко;
не употреблять грубых слов;
говорить о том, что интересно адресату речи.
IV. Углубление сведений учеников о письме как жанр речи
Работа с теоретическим материалом
Прочитать текст. Либо рекомендаций необходимо соблюдать при составлении писем?
Большинство людей пишет письма почти автоматически: рассказывает о своем здоровье, работу или учебу и спрашивает о соответствующих фактах из жизни того, к кому обращается. Но от построения письма, от слов, которые подберет автор, немало зависит реакция адресата, его настроение.
Сначала автор обращается к человеку, которому адресует письмо. В зависимости от содержания, а также от степени близости между теми, что переписываются, в обращении используются различные эпитеты: уважаемый, глубокоуважаемый, достопочтенный, дорогой и др. Существительное, обозначающее человека, к которому обращаются, должен стоять в звательном падеже: брат, сестра, мама, Иван, Галина. Если обращение выраженное сообщением имени и отчества, то оба слова употребляются в звательном падеже: Иван Петрович, Галина Дмитриевна.
Когда те, что переписываются, говорят друг другу Вы, то это слово писаться с большой буквы.
Обращение к адресату может быть затруднено приветствием-пожеланием, которое предшествует обращению и эпитета: добрый день, здравствуйте и проч. Например: «Добрый день, дорогой друг!» Или «Здравствуй, Алексей!
Далее автор рассказывает о своей жизни, здоровья, семейные новости, о вещах, представляющих общий интерес. Он просит написать, что нового у того, к кому обращается, и заканчивает письмо пожеланием здоровья, счастья; передает приветствие родственникам и знакомым.
Конечно, могут быть отклонения в плане изложения, обусловленные определенными обстоятельствами, но для людей с нормальными отношениями характерна доброжелательность, уважение, что выражается языковыми клише — поздравлениями, пожеланиями благополучия (по Е. Чак).
На основе советов Евгении Чак составить памятку «Как оформлять письмо». Дополнить памятник собственными рекомендациями по почерку, опрятности, грамотности оформления письма, его композиции.
Дополнить предложения нужными словами или словосочетаниями
1) Письмо, как правило, надо начинать с ….
2) Письма в основном направляются ….
3) На конвертах обязательно указывают ….
4) адрес надо писать ….
5) Нельзя смачивать языком ….
V. Коллективная работа с текстами-образцами
Прочитать письмо из произведения Всеволода Нестайко «Пашка-сапожник». Обратить внимание на построение письмо (начало, основная часть, концовка), его языковое оформление.
Дорогой Паша!
Извини, что так случилось. Не смогу ли я приехать к Новому году. Очень серьезным делом занят. Ты же знаешь. Поэтому задержусь. Но ты не грусти. Новый год обязательно принесет тебе счастье. Я в это верю. Он должен быть счастливым, этот Новый год. И он будет по-настоящему новым.
Мои товарищи передают тебе большой привет. Они просто удивляются, как ты ловко работаешь. Я, пожалуй, скоро приеду. И знаешь, если ты не против, я заберу тебя с мастерской и будем жить вместе. Хочешь? А пока передаю тебе небольшой новогодний гостинец. Целую тебя крепко.
Тарас Иванович
Как вы считаете, какие эмоции вызвало письмо у получателя. Или успокоил Павла автор письма? Сделал его счастливым?
Раскройте значение слов адресат и адресант, воспользовавшись при случае толковым словарем.
Прослушать письмо. Выяснить, кому он адресован. Свое мнение обосновать. Дополнить письмо обращением.
Как у вас дела? Как бабушка с дедушкой?
Дорогие мои, я доехала до лагеря успешно! В первый день прошел теплый летний дождик. Но уже вечером была прекрасная погода.
Утром второго дня солнышко пригревало как никогда. После завтрака мы пошли к морю купаться. Водичка была теплой и нежной. Под вечер подул легкий ветерок.
Я думаю, что вы приедете ко мне в выходные.
Дорогие мои, у меня все в порядке. Не волнуйтесь! Я жду от вас письма.
Ваша Дарья
Отзывов пока нет.